МБУК «РКИХ музей» Выставки

Объекты, входящие в состав комплекса памятников железнодорожной станции Мариановка, построенные в 1890-е – первой половине ХХ века.

Марьяновский — один из немногих частично сохранившихся комплексов пристанционных построек конца Х1Х – нач. ХХ вв. в Омской области.

В 1894 году из Москвы в Омск через станцию, получившую название Мариановка, проследовал  первый поезд от Челябинска до левого берега Иртыша, положивший  начало регулярному железнодорожному сообщению. В это же время  начал  застраиваться пристанционный поселок.

                                     Водонапорная башня                   

Достопримечательность и символ Марьяновки.

С 1980 года является памятником истории и культуры  регионального значения.

Построена в 1896 году для водоснабжения станции Мариановка. Из нее вода самотеком подавалась в водоналивные колонки, которые находились  между путями.

 По архитектуре – типичная для  построек Транссиба. Кирпичная нижняя часть башни украшена ложными бойницами – машикулями, на которые опирается восьмиугольный сруб. Крышу венчает башенка. Оригинальный вид этому сооружению придают окна и дверь арочного типа. Во время Марьяновских боев в 1918 г. башня использовалась как наблюдательный пункт.

Вид верхней деревянной части  башни внутри сооружения

            Здание историко – краеведческого музея

Относится к комплексу пристанционных построек. Здание кирпичное, одноэтажное. Построено в 1931 году. Первоначально здесь находились паровые машины и насосы для водоснабжения ж/д станции Мариановка. С 50-х годов — Клуб железнодорожников. В 1988 году отреставрировано по проекту  омского художника  М.Л. Киреева и  передано под экспозицию районного музея.

Открытие музея состоялось в  июне 1988 г. к 70-летию «Марьяновских боев».

                                              Памятный знак

Гранитный камень, на котором установлена мемориальная доска с надписью, посвященной событиям, произошедшим на станции Мариановка в 1918 году.

В 1978 году  к 60-летию Марьяновских боев был установленнаПривокзальной площади. В 2001 году, во время строительства нового ж/д вокзала перенесен на территорию районного краеведческого музея.

                            Емкость для запаса воды

Построена в 20-30-х гг. ХХ века из кирпича. Имеет овальную форму.

В емкости 6 поперечных стяжек, расположенных в верхней и нижней части наибольших по протяженности стен. Находилась внутри отапливаемого помещения, которое позднее было разобрано. Использовалась как резервуар для обработки поступающей из скважины воды, далее перекачивалась с помощью насосов в водонапорную башню.

                                         Дом жандарма

Деревянная постройка конца Х1Х – нач. ХХ вв. под железной четырехскатной крышей с двумя слуховыми окнами.

До революции использовался по назначению. В 20-30-е гг. в нем размещалась одна из первых советских школ поселка. В музейный комплекс данный объект не вошел. Находится за территорией музея.

                                              Будка стрелочника

Построена в Х1Х веке на восточной стороне железнодорожных путей

станции Мариановка. Стены из бревен, обшиты тесом. Крыша двускатная крыта железом. Входная дверь с небольшим крыльцом, опирающимся на два резных столба. В 1994 году перенесена на территорию районного музея.

                                  Амбар железнодорожный

Деревянное сооружение построено в начале ХХ века. Является частью железнодорожного амбара, находившегося на привокзальной территории.

Имеет односкатную железную кровлю и двустворчатую дверьс массивным запором. Использовался для хранения железнодорожного инвентаря.

В 1994 году перенесен на территорию районного музея.

                                          Печь водогрейная

Использовалась на железнодорожной станции Мариановка для подогрева воды  в емкости водонапорной башни. Печь состоит из топки с двумя дверцами и четырех нагревательных секций. Литье. Сооружена в период строительства Транссибирской магистрали. Находилась в рабочем состоянии до середины ХХ века.

Перенесена на территорию районного музея и установлена на гранитный блок в 1996 году.

                                Часть днища емкости для воды

Емкость для воды использовалась по назначению до середины ХХ века.

В нее вмещалось около 200 тонн  воды для нужд станции Мариановка.

Изготовлена из стальных листов, соединенных заклепками.

Перенесена на территорию районного музея в 1996 году.

Линейка  для измерения воды в емкости водонапорной башни

На территории музея под открытым небом

экспозиция железнодорожного транспорта (паровоз Эм 740-28, вагоны образца первой половины ХХ в.)

Первые паровозы появились  на Выйском заводе, который входил в состав Нижнетагильских заводов Демидова. Русский механик Мирон Ефимович Черепанов с помощью своего отца Ефима Алексеевича построили целиком из отечественных материалов первый в России паровоз. В обиходе тогда еще не существовало этого слова, и локомотив назвали «сухопутным пароходом». Сегодня модель первого русского паровоза типа 1-1-0, построенного Черепановыми, хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

Эти сухопутные машины способны были развивать большие скорости в сравнении с другим транспортом того времени и перевозить тысячи тонн  грузов. Они открыли эпоху скоростного транспорта, позволив человеку покрывать большие расстояния за короткое время. Построенные для них дороги опутали все страны мира. Первый в России паровоз типа 0-5−0, разработан в 1909 году по заказу частной Владикавказской железной дороги инженером тяги Вацлавом Лопушинским. По количеству и продолжительности выпуска они установили мировой рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса. Почти 12 тысяч  паровозов с разными индексами было построено с 1912 по 1957 год.

Модернизированный паровоз типа 0-5-0, получивший наименование

серии Э- м был испытан в 1931 году  В 1935 г. на ж/д. НКПС было 2694 паровозов этой серии. Они использовались  как  локомотивы для грузовых железнодорожных составов. До 1960-80 — х годов паровозы работали  на всей сети советских железных дорог, постепенно уступая место тепловозам и электровозам.

                            Паровоз грузовой (Эм 740-28)

Построен в 1930-е гг. на Луганском паровозостроительном заводе. Состоит из паросиловой установки, будки машиниста и тендера. Максимальная мощность 1320 л.с. Вес паровоза в рабочем состоянии 85 т., скорость 65 км/ч.,

длина паровоза с тендером 20,5 м. Давление пара в котле 12(14) кг/см.кв. Отопление угольное, запас угля -16 т.

Передан музею из Кормиловского паровозного отстойника в 1994 году.

            Вагон пассажирский, железнодорожный  

Изготовлен на Усть – Катавском  заводе транспортного машиностроения  Челябинской области в 1912 г.  Типичный дореволюционный 2-х осный пассажирский вагон 3-го класса. Кузов деревянный с металлической обшивкой.

Длина 13,30 м, вес 18 т., посадочных мест 32.

Использовался на железной дороге до середины ХХ века.

Передан  музею по распоряжению начальника Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги Р.А. Бикбавова в 1994 году.

По утверждению специалистов истории железнодорожного транспорта России, является одним из немногих сохранившихся вагонов этого типа.

Вид пассажирского вагона  изнутри

Табличка производителя пассажирского вагона

                                 Вагон товарный, железнодорожный

Грузовой 2-х осный крытый вагон. Построен в 20-х годах на Путиловском заводе.

Разработан в 1875 году на базе прототипа 1872 года Ковровских мастерских Московско-Нижегородской железной дороги под названием «товарный вагон правительственного типа 1875 г.» и принят за основу вагонного парка Министерства путей сообщения Российской империи.

Массовый выпуск вагонов данного типа с учётом модернизаций осуществлялся до 1931 года. Именно в них на российских, а позже и советских железных дорогах до середины 1940-х годов перевозилась основная масса грузов.

Конструкция вагона предусматривала возможность быстрого переоборудования для массовой перевозки людей: солдат, переселенцев, заключенных. 

Существовала знаменитая формула так называемого «Нормального товарного вагона» – вместимость 40 человек или 8 лошадей. Если  вагоны утеплялись под зимние перевозки двойным войлоком, они назывались «теплушками».

Вагон имеет дисковые колеса, тормозную площадку.

Длина вагона 8,5 м, грузоподъемность 20 т.

 Данный экземпляр находился на территории Марьяновского комбината хлебопродуктов до1994 года.

Грузовая  платформа

Универсальная 2-х осная платформа, грузоподъёмностью 20 т.

Вес 9,2 т., длина  10,5 м. Конструкционная скорость 50 км/ч. Имеет дисковые колеса и тормозную площадку. Состоит  из мощной стальной рамы, пола  с деревянным настилом, откидными бортами. 

Такие платформы строились с 1923 года на Усть-Катавском заводе.

С 1925 года к постройке платформ такого типа приступил Калининский, а затем (с 1926 г.) и Сормовский заводы. Использовалась для перевозки габаритных грузов до 1960 гг.

                                              Семафор

Механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах. Состоит из металлической мачты с двумя крыльями, управляемы­ми на расстоянии с помощью проволочных тяг. Крылья семафора отштампованы из листовой стали с ребрами жесткости. Такие семафоры применялись на железной дороге  с 1910 по конец 50-х годов